Select a language:

KazakhRussianEnglish

www.daru.kz

f95e609a

www.satr-training.kz

 

www.satr-edu.kz

satr-edu

Search

Hit counter

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterToday266
mod_vvisit_counterYesterday886
mod_vvisit_counterCurrent week2983
mod_vvisit_counterLast week6362
mod_vvisit_counterCurrent month15060
mod_vvisit_counterLast month28384
mod_vvisit_counterTotal2792108

Now: 18
Your IP: 35.171.183.163
,
Today: 17-07-2019 07:21

Рейтинг@Mail.ru

google

kazdidac logo

Наше оборудование


Аналитический отчет о проведении слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами в 2015 году PDF Print E-mail
Monday, 21 December 2015 15:57

 

Данный отчет подготовлен в соответствии с Договором о государственных закупках услуг №244 от 09 июля 2015 года.

Согласно договору поставщик услуг ТОО «Центр САТР» должен до 5 декабря 2015 года провести слухоречевую реабилитацию 200 детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ) в условиях дневного и (или) круглосуточного пребывания.

 

Организационная работа

После объявления результатов конкурса была начата подготовительная работа. В первую очередь был определен контингент детей, и нами было принято решение, что на слухоречевую реабилитацию будут приглашены дети дошкольного возраста, причем в основном не организованные, т.е. не получающие коррекционно-педагогическую помощь в государственных организациях.

Это было вызвано тем, что в последние годы были прооперированы в основном дети раннего и дошкольного возраста.

Мы получили списки детей прооперированных в РДКБ «Аксай» и в клинической больнице №5 в г.Алматы с 2010-2014 годы. Помимо этого мы обратились в психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК).

Полученные списки из клиник были неполными, в них не были представлены данные о состоянии слуха в предоперационный период. Самым сложным было то, что в списках у большинства детей был неправильный адрес и телефон, что усложнило их поиски. Помимо этого в списках ПМПК эти дети не значились. Нужно отметить, что в списках ПМПК нет даже 50% прооперированных детей за период 2007-2014 годы.

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии межведомственного учета, сведения о детях с кохлеарными имплантами не передаются в систему образования, в частности в ПМПК.

Детей мы находили практически через сурдопедагогов, родителей, т.е. по «сарафанному радио».

 

Подготовка документации, определение места

проведения слухоречевой реабилитации

Нами были разработаны должностные обязанности всех специалистов: сурдопедагога, логопеда, психолога, координатора, аудиолога (слухопротезиста), супервайзера, т.е. методиста. Были составлены договоры на оказание услуг со всеми специалистами и родителями, разработаны формы: медико-социальной карты ребенка; анкеты; ведомости учета педагогической нагрузки; плана проведения занятий; актов выполненных работ; заключения и рекомендаций для родителей.

Были определены регионы, где будет проводиться слухо-речевая реабилитация, а именно: г.Актобе для детей из Западно-Казахстанской, Атырауской, Мангыстауской, Кызыл-Ординской, Актюбинской области; в г. Караганда для детей из Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областей и г.Астана; в г.Алматы для детей из г. Алматы. Дети из Южно-Казахстанской, Жамбылской, Алматинской областей были охвачены реабилитацией в условиях круглосуточного пребывания в санатории «Алтын Каргалы». На реабилитацию в условиях круглосуточного пребывания в г. Капчагай были приглашены дети из различных регионов Казахстана.

Были определены и назначены координаторы сессий слухоречевой реабилитации: в г.Актобе – Мухамбетьярова Марзия Сундетьяровна; в г. Караганда – Макова Шолпан Сериковна, в г. Алматы – Галунщикова Наталья Леонидовна, координатором сессий в условиях круглосуточного пребывания – Асембекова Сауле Асембековна.

 

Определение задач и содержания работы в период

слухоречевой реабилитации

За 15 дней нельзя совершить чудо в развитии ребенка и поэтому нами была поставлена первая задача дать максимальные знания родителям по работе с детьми с кохлеарными имплантами в домашних условиях. Для этого все занятия проходили в индивидуальной форме в присутствии матери, где ей показывались приемы работы с ребенком по развитию слухового восприятия и произношения. Помимо этого в этот период проводилась школа для родителей (5 занятий в течение 15 дней).

Помимо выполнения должностных обязанностей, работа с педагогами была построена как тренинг, повышение квалификации на рабочем месте. Именно это и было второй задачей в период проведения сессий слухоречевой реабилитации. Это было связано с тем, что в Казахстане на дефектологических факультетах не готовят специальных педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями раннего и дошкольного возраста, хотя давно доказано, что именно ранний и дошкольный возраст является наиболее сензитивным, благоприятным для развития детей.

Для наиболее качественной работы нами были приглашены специалисты из России, Украины, Белоруссии.

Слухоречевая реабилитация в условиях дневного пребывания проводилась: в г.Актобе, на базе общественного объединения «Центр поддержки граждан детей с кохлеарными имплантами «Куаныш дыбысты» для 40 детей; в г.Караганда на базе Центра раннего и коррекционного развития «Куншуак» для 38 детей; в г.Алматы на базе ТОО «Центр САТР» для 32 детей. Детям и их сопровождающим, прибывшим на слухоречевую реабилитацию в условиях дневного пребывания, был оплачен проезд в оба конца и они были обеспечены бесплатным проживанием.

Реабилитация в условиях круглосуточного пребывания проводилась в г.Капчагай на базе зоны отдыха «Алтын Эмель» для 50 детей, и в санатории «Алтын Каргалы» (г.Алматы) для 40 детей. Каждая мама с ребенком была размещена в отдельной комнате, все дети и мамы были обеспечены 5-ти разовым питанием, был оплачен проезд в оба конца.

В г.Актобе работали 2 приглашенных сурдопедагога – Сапрыкина Л.П, Краснослободцева Е.В (Россия, г.Новосибирск), сурдопедагоги, логопед, аудиолог и психолог из г.г. Актобе и Астана. В г.Караганда работали 2 приглашенных сурдопедагогаПермякова И.С. (Россия, г.Новосибирск), Розанова О. В (Белоруссия, г.Минск), сурдопедагог, логопед, аудиолог и психолог из г.Караганда и г.Астана. В г.Алматы работали 2 приглашенных сурдопедагога Шепеленко Н.В. (Украина, г.Киев), Сердюкова А.Б. (Россия, г.Санкт-Петербург), сурдопедагог, логопед, аудиолог и психолог из г.Алматы. В г.Капчагай работали 3 сотрудника из НИИ уха, горла, носа (Россия, г.Санкт-Петербург) – Шашукова Е.А., Шляхтенко Ю.Б., а в качестве супервайзера – Зонтова О.В., а также сурдопедагоги, логопеды, аудиолог и психолог из г. Алматы и г. Астана.

В г.Алматы в санаторий «Алтын Каргалы» в качестве супервайзеров были приглашены Беляева О.В. (Россия, г.Красноярск), Куликова Т.В (Россия, г.. В качестве сурдопедагогов,, логопедов работали специалисты из Северо-Казахстанской, Алматинской, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей, г.Алматы и г.Астана, аудиолог и психолог из г. Алматы

Для настройки речевых процессоров в зону отдыха «Алтын Эмель» г.Капчагай и в санаторий «Алтын Каргалы» г. Алматы была приглашена главный врач Новосибирского центра слухопротезирования, клинический консультант по вопросам кохлеарной имплантации по Западно-Сибирскому региону, аудиолог Крейсман М.В. (Россия, г.Новосибирск). Она также проводила настройку в основном речевых процессоров фирмы Cochlear в г.Алматы и г.Караганда.

Вышеперечисленные приглашенные специалисты оказывали методическую помощь в диагностике детей, по вопросам взаимодействия сурдопедагога и аудиолога (слухопротезиста) при настройке речевых процессоров, разработке индивидуальных планов занятий и др. Помимо этого ими были прочитаны лекции и проведены мастер классы для сурдопедагогов. Вся работа всех специалистов зафиксирована в ведомости учета выполненной работы.

Реабилитация была начата 18 июля и продолжалась до 17 ноября 2015 года. За этот период было охвачено 200 детей.

В г.Актобе в условиях дневного пребывания прошли слухоречевую реабилитацию 40 детей, в г.Караганда 38 детей, в г.Алматы 32 ребенка.

В условиях круглосуточного пребывания в зоне отдыха «Алтын Эмель» в г.Капчагай реабилитацию прошли 50 детей, в санатории «Алтын Каргалы» в г.Алматы 40 детей, всего 90 детей. Это на 30 детей больше, чем было заявлено.

Нами было определено, что за период слухоречевой реабилитации можно провести 20 индивидуальных занятий (12 часов сурдопедагогических и 8 часов – логопедических). Помимо этого было проведено по 6 групповых занятий с психологом, группа состояла из 6-8 детей.

Успех слухоречевой реабилитации детей зависит от родителей, от их информированности, умения взаимодействовать с ребенком. В связи с этим была организована школа для родителей, в каждой сессии было проведено по 5 занятий с ними.

Важным в слухоречевой реабилитации является адекватно, правильно настроенный речевой процессор. В период реабилитации было проведено по 2 настройки каждому ребенку. Настройки проводились совместно с сурдопедагогом и в присутствии родителей.

Для разработки индивидуального плана работы с ребенком сурдопедагогом, аудиологом (слухопротезистом) проводился сбор диагностической информации по данным слухопротезирования слуховыми аппаратами, диагностическая информация при отборе на КИ. Эта информация должна была заноситься в медико-социальную карту ребенка.

Проводились сурдопедагогическое и логопедическое обследование, обследование психолога, на основе которых были определены основные направления работы. Результаты обследований заносились в медико-социальную карту, в ней записывались основные направления работы, а все содержание работы отражалось в ежедневных планах занятий с ребенком.

 

Проблемы реализации программы

кохлеарной имплантации

Алгоритм приема детей на кохлеарную имплантацию должен заключаться в следующем:

  • аудиологический скрининг новорожденных в родильных домах, в дальнейшем в учреждениях первичной медико-социальной помощи;
  • при выявлении нарушения – направление в сурдологические кабинеты для углубленного аудиологического обследования и слухопротезирование слуховыми аппаратами;
  • слухоречевая реабилитация в слуховых аппаратах (зависящая от психофизического развития ребенка, работы родителей, адекватной настройки слуховых аппаратов, проверки адекватности настройки).

После проведения всех этих этапов может ставиться вопрос о необходимости операции КИ и проводится отбор пациентов в соответствии с правилами (протоколами) отбора пациента на КИ.

Для проведения анализа алгоритма отбора, поступления пациентов на КИ, а также для анализа качественного состава детей принятых на слухоречевую реабилитацию нами было проведено анкетирование родителей. Собранные анкеты были переданы в Ассоциацию социологов и политологов (АСИП) для математического анализа данных, подготовки разрезов и первичного анализа. Отчет АСИП прилагается.

Помимо этого нами получены отчеты приглашенных специалистов из России, Белорусии, Украины и сурдопедагогов Казахстана. Определенную картину по слухоречевой реабилитации мы смогли получить из анализа медико-социальных карт и наблюдения за родителями и детьми во время проведения слухоречевой реабилитации.

Организация слухоречевой реабилитации выявила ряд проблем:

  • отсутствие межведомственного учета прооперированных детей, списки детей с КИ не поступают в психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК);
  • отсутствие в Казахстане сурдопедагогов умеющих работать с детьми раннего и дошкольного возраста в связи, с чем пришлось приглашать специалистов из России, Украины, Белоруссии для оказания методической помощи;
  • сурдопедагоги занимающиеся с детьми после КИ в специальных школах, детских дошкольных организациях, в кабинетах психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центрах в настоящее время не имеют никакой связи с врачами-сурдологами, аудиологами (слухопротезистами) занимающимися настройкой речевых процессоров;
  • настройка речевых процессоров для многих родителей является недоступной из-за отсутствия возможности получать эту услугу по месту жительства.

Анализ медико-социальных карт показал, что родители не имеют на руках диагностическую информацию ни на этапе слухопротезирования слуховыми аппаратами, ни на этапе отбора на КИ, ни на этапе слухоречевой реабилитации. Родители были неоднократно нами извещены о необходимости привезти с собой результаты дооперационных и послеоперационных обследований, любую информацию по слухопротезированию слуховыми аппаратами. Однако, большинство родителей приехали на реабилитацию без каких-либо документов, ссылаясь на их отсутствие.

Анализируя основные тенденции в реализации программы кохлеарной имплантации, нами был выявлен ряд негативных моментов, свидетельствующих о некачественном отборе пациентов на КИ.

  1. 1.Из 200 детей лишь 8% прошли аудиологический скрининг в учреждениях родовспоможения и 6,5% - в поликлинниках по месту жительства;
  2. 2.Среди прооперированных детей 26,7% не носили слуховые аппараты. Среди тех, кто носил их до операции (73,3%) при уточнении срока ношения слуховых аппаратов 41,8% указали «менее 6 месяцев», что можно отнести к тому, что не носили.
  3. 3.Родители, чьи дети носили слуховые аппараты до операции КИ (146 человек), в 1,6 раз чаще указывали на непостоянный (61%), чем постоянный (38,4%) характер ношения; во столько же раз чаще – на нежелание детей пользоваться ими – 57,5% против 36,3% отрицавших наличие этой проблемы. Эти данные свидетельствуют, что у детей не было адекватно, правильно настроенных слуховых аппаратов, а факт их ношения был формальным признаком.
  4. 4.Медицинским показанием для проведения операции КИ является низкая эффективность слухопротезирования при адекватно подобранных и настроенных слуховых аппаратах. Адекватность настройки слухового аппарата определяется признанным в медицинской практике методом RECD. Однако 91,5% опрошенных родителей ответили, что клиники, проводившие операции не направляли детей на оценку адекватности настройки слуховых аппаратов методом RECD.
  5. 5.Анализ полученных данных показал, что большинство родителей (50,5%) именно в клинике узнали о необходимости их детям КИ.
  6. 6.67,5% были приняты на КИ без дооперационной слухоречевой реабилитации. Получается, что дети поступают на операцию КИ минуя аудиологический скрининг, слухопротезирование слуховыми аппаратами, без слухоречевой реабилитации.
  7. 7.О некачественном отборе пациентов на КИ также свидетельствует факт, что в 78% случаях в семьях проимплантированных детей не проводилось обследование социально – психологического состояния семьи. Качественно проведенное обследование социально-психологического состояния семьи, позволило бы сделать вывод о перспективности кохлеарной имплантации и о возможности у родителей ежедневно заниматься развитием ребенка и регулярно посещать занятия с сурдопедагогом.
  8. 8.Наблюдения за детьми и родителями в период проведения слухоречевой реабилитации показали, что часть детей не имели адекватно настроенные речевые процессоры, многие не настраивали их после подключения, не менялись батарейки. Были случаи, когда процессоры не настраивались по 2 года. Большинство родителей не знали элементарных правил по уходу за речевыми процессорами и взаимодействия с ребенком.
  9. 9.В своих отчетах, специалисты отмечали, что многие родители не были осведомлены о своей роли в реабилитации детей, считали, что раз у ребенка 100% слух, он теперь заговорит сам. Все это свидетельствует о недостаточной работе с родителями в период отбора пациентов.
  10. 10.У детей не был пройден даже начальный этап реабилитации (он должен быть пройден еще в слуховых аппаратах в дооперационный период). Дети не встали на путь естественного слухоречевого развития. Это упущенное время в развитии ребенка.
  11. 11.Как указывалось ранее, для качественного проведения слухоречевой реабилитации, были привлечены специалисты из России, Украины, Белоруссии.

В своих отчетах привлеченные специалисты отмечают, что «сурдопедагоги не умеют пользоваться специфическими методами и приемами работы с детьми после кохлеарной имплантации, а именно слуховым методом с учетом динамической классификации кохлеарно-имплантированных детей». «И родители, и педагоги отмечают «информационный голод» на предоперационном этапе, и особенно в период постоперационного сопровождения».

Эксперты отмечают, что несоответствие уровня профессиональной подготовки сурдопедагогов новым техническим возможностям «глухих слышащих детей»; отсутствие сопровождающей информации; неготовность сферы образования к принятию имплантируемых детей в общеобразовательные учреждения приводят к дискредитации всего комплекса мероприятий по КИ и необдуманной растрате государственных средств.

Самым удручающим является факт, что после операции КИ 34,4% занимаются частным образом, 31,6% - в кабинетах психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центрах только по 2-3 месяца в год, 19,8% - не посещают никаких учреждений; 14,2% - обучаются в массовых дошкольных и школьных общеобразовательных организациях. Это означает, что 85,8% детей с кохлеарными имплантами не охвачены слухоречевой реабилитацией.

Вышеизложенные факты свидетельствуют, что в Казахстане так и не сложилась система сурдологической помощи, хотя операции по КИ проводятся с 2007 года.

Откуда берутся дети на КИ, почему клиники берут на операцию КИ без выполнения общепринятых в мире правил отбора пациентов на КИ? Какова эффективность КИ, если нет слухоречевой реабилитации и они остаются инвалидами по слуху?

 

Пути решения

Изложенные проблемы, особенно касающиеся вопросов отбора пациентов на КИ могут быть решены при неукоснительном выполнении клиниками Приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 12 мая 2015 года №338 «Об утверждении Правил оказания сурдологической помощи населению Республики Казахстан». Эти Правила являются документом, на основе которого должна создаваться система сурдологической помощи в Республике Казахстан.

Возьмем на себя смелость сказать, что выполнение этих Правил в части отбора пациентов на КИ будет затруднено из-за существующей системы финансирования операции по КИ.

Клиники в рамках государственного заказа получают объем на системы кохлеарных имплантов и этот объем нужно освоить в установленные сроки.

Но в Казахстане практически не работает аудиологический скрининг, нет бесплатного слухопротезирования детей со снижением слуха, но не являющихся инвалидами, нет кадров по слухопротезированию.

Самое главное – нет статистического учета, регистра лиц с нарушением слуха, в котором было бы видно, сколько детей прошли аудиологический скрининг, какие дети с какой степенью нарушения слуха, как и где они протезированы слуховыми аппаратами, где, кем и на каком основании детям рекомендована операция КИ, из каких статистических данных формируется потребность в кохлеарной имплантации.

На кохлеарную имплантацию необходимо смотреть как на комплексный процесс. Поэтому необходимо предусмотреть предоперационную и послеоперационную слухоречевую реабилитацию.

В качестве примера приведем опыт Грузии. Ребенок раннего и дошкольного возраста имеет подтвержденные в денежном выражении часы на дооперационную и послеоперационную реабилитацию из расчета 8 занятий в месяц.

Для повышения эффективности КИ необходимо изменить существующее в настоящее время в Республике Казахстан финансирование слухоречевой реабилитации. Выделяемые средства на 15 дневную слухоречевую реабилитацию, как показал опыт, не дают нужного эффекта. Эти средства нужно направить на адресную слухоречевую реабилитацию, но не в виде реальных денег, а в виде ваучера, сертификата или другого документа, возмещающего затраты оказанных услуг той или иной организацией.

Ребенок после скрининга слуха, выявления снижения слуха, должен быть сразу бесплатно протезирован слуховым аппаратом и получить ваучер (сертификат) на 12 месячную дооперационную слухоречевую реабилитацию (например, 8 часов в месяц или более). Именно такой подход позволит улучшить качество отбора, сократить количество пациентов направляемых на операции КИ. После операции детям также необходимо предоставить послеоперационную слухоречевую реабилитацию (8 – 10 часов в месяц). Конечно, при этом обязательно должна проводиться школа для родителей.

Когда родители будут иметь выделенные государством средства на слухоречевую реабилитацию, они начнут искать лучших сурдопедагогов и иметь возможность требовать качество сурдопедагогической помощи.

Помимо этого можно выделять гранты в рамках социального заказа неправительственным организациям по развитию родительской активности имеющих детей с нарушением слуха.

Два года активной слухоречевой реабилитации (1 год дооперационной и год послеоперационной), обязательно дадут эффект и дети смогут продолжать обучение, в организациях образования. В этом заключается весь смысл инклюзивного образования, т.е. включение детей в общеобразовательный процесс и снятие их в дальнейшем с пособия по инвалидности.

Резюмируя вышеизложеное предлагаем:

  1. 1.повысить активность проведения аудиологического скрининга передав проведение скрининга психофизического развития, в том числе аудиологического, в кабинеты здорового ребенка. В настоящее время проведение скрининга участковыми медицинскими сестрами и врачами-педиатрами является крайне не эффективным;
  2. 2.создать межведоственный статистическиий учет лиц с нарушениями слуха;
  3. 3.решить вопрос замены речевых процессоров для лиц с КИ достигших 18 летнего возраста;
  4. 4.изменить финансирование существующей в настоящее время 15 дневной слухоречевой реабилитации,направив их на адресную реабилитацию детей раннего и дошкольного возраста и не охваченных коррекционно-развивающим обучением;
  5. 5.поставить вопрос перед МОиН РК, и руководством педагогических вузов о повышении качества подготовки сурдопедагогов, о необходимости организации учебного процесса в соответствии с новыми методиками и с техническими возможностями «глухих слышащих» детей разного возраста: раннего, дошкольного, школьного;
  6. 6.решить вопрос финансирования МЗиСР РК курсов повышения квалификации сурдопедагогов, проводящих слухоречевую реабилитацию детей с кохлеарными имплантами;

проводить мониторинг отбора пациентов на КИ в клиниках, где проводятся операции по КИ, проведения аудиологического скрининга в учреждениях радовспоможения и учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Проводить оценку эффективности кохлеарной имплантации, где главным индикатором будет включение лиц с КИ в общеобразовательный процесс.

 

В контакте

  

vk logo

Facebook

facebook 2

Twitter

twitter